Если сравнить голубя с рукотворным летательным аппаратом, сразу напрашивается – самолет. Наружная часть крыла, десять перьев создает силу тяги, внутренняя подъемную силу. В поперечном разрезе эта внутренняя часть подобна крылу самолета. Сверху она выпукла, снизу вогнута. При движении голубя вперед относительно воздуха воздушный поток расслаивается, скорость его сверху крыла больше, снизу меньше. Возникает подъемная сила. Чем больше скорость полета, тем больше подъемная сила. Хвост играет роль руля и очень незначительно подъемной силы. Это о диком голубе или почтовом.
Бакин летает не как дикарь, более медленно, плавно. Для этого в ходе селекции изменена его конструкция. Центр тяжести смещен к хвосту и роль хвоста в создании подъемной силы значительно увеличена. Обратите внимание на конструкцию птиц парителей. Альбатросы, очень длинное крыло, это мастера динамического парения. Скольжения над гребнем волны. У грифов и кондоров загиб крыла, что позволяет им не терять равновесие. Статистическое парение. А, посмотрите как парит в вышине коршун, какой у него хвост. Ну, у бакина же ничего не придумано с бухты барахты, все целесообразно. А посмотрите на ласточек. Что это был за мастер разведения голубей, голуби которого стали чем-то похожи и на коршуна, и на ласточку, и на дельтаплан, мы никогда не узнаем, рекорд беспосадочного полета дельтаплана чуть более суток. Побольше значит, чем у типплеров.
У многих летных пород увеличено число перьев в хвосте. Бакинские, свердловские, курские до 18, а иногда и больше, смирненские и дебреценские роллеры – до 22. У дикого двенадцать.
Флюгеры. Ловящие ветер. Играющие голуби сразу пошли по этому пути. Они летают, максимально используя воздушные потоки. Флюгер узкий, сухой, легкий с плоской грудью. Ему как и марафонцу не нужна мощная пышная мускулатура. В эстетике Востока такой голубь считается красивым независимо от масти.
Тюмлеры. Резвящиеся, убегающие от ветра. Полет их быстрый, сильный и беспорядочный по отношению к направлению ветра. Объемная, атлетическая мускулатура, хорошо развитая выпуклая грудь для них считается необходимым и красивым.
На наружном сгибе крыла голубя есть небольшое жесткое перо, крылышко. Для чего оно, есть версия – для торможения при посадке. Осмелюсь высказать свою гипотезу, делать открытия, да хотя бы только для себя, это такое удовольствие. Крылышко – это средство защиты от травм крыла, элемент доспехов. Представьте, неожиданный испуг, или реальная опасность, стая как брызги после падения булыжника в пруд. И рубка крыльями как деревянными мечами.
Виды полета, активный и пассивный. Пассивный, то есть без взмаха крыльями, дельтаплан. Парение, скольжение (лодочки), пикирование. Силы тяги нет. Только подъемная, возникающая за счет веса тела.
Активный, или машущий. Разновидности: прямолинейный, вибрационный (колибри), пульсирующий (воробей). И то, что нас интересует, трепещущий –свеча. Активный полет более энергозатратный, чем пассивный. Трепещущий еще более энергозатратный, чем прямолинейный. Но учтем изменение конструкции бакина, свеча для него не такая большая проблема, как для дикаря или тюмлера. Точнее, никакой проблемы. Бакин создан для свечи. Вот как на турнике подтягиваться. Для кого-то это пустяк, а кому-то хоть затренеруйся, все равно тяжело. Такова конструкция его тела.
Скорость полета. Земная и воздушная. У чистокровных бакинов земная скорость часто бывает равной нулю. Но когда воздушная скорость равна нулю, это уже трепещущий полет. Свеча. Во время которой земная скорость может быть и отрицательной – сносит. Классика Бакинского лета.
Оптимальная крейсерская скорость, при которой энергозатраты минимальны, у всех птиц. конкретно у разных пород голубей разная. По Н.А. Гудкову (Биологические основы полета птиц) максимальная расчетная скорость голубя 20 м/сек = 72 км в час; минимальная расчетная 8,7 м/сек = 31 км в час; крейсерская 10 м/сек = 36 км в час.
При оптимальной скорости сгорание определенного количества топлива дает самый длинный путь и продолжительность беспосадочного полета. Тише едешь, дальше будешь.
По данным той же книги голубь летящий со скоростью 10 м/сек на каждые 41 километр полета теряет 1% веса тела. Потеря 30% и голубь уже не может лететь, 40% – гибель. Мои подсчеты таковы. 41 км х 31% = 1230км.
Это расстояние беспосадочного полета. Нас интересует время.
1230 км : 36 км/час = 35 часов. После чего голубь упадет в изнеможении, если только мошек в полете не наловит.
35 часов- с ума сойти пока ждешь.
Конструкция чистокровного Бакинского голубя такова, что он может лететь очень медленно и плавно и в то же время показать большую скорость в свече, огромную скорость накоротке при уходе от ястреба. Как тайган, преследующий по следу лисицу.
Геннадий Малков